centrmediacii (centrmediacii) wrote,
centrmediacii
centrmediacii

Как платить налоги при медиативных сделках?

Процедура медиации приобретает в России все большую популярность. Разрешение споров с помощью процедуры медиации применяется во всех сферах жизни общества. Минфин России дал свои разъяснения по вопросам, связанным с исчислением налогов сторонами, задействованными в медиативных сделках.

Минфин России дал разъяснения по ряду вопросов, связанных с налогообложением при осуществлении процедуры медиации
С 1 января 2011 г. действует Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (далее - Закон N 193-ФЗ), которым в России в гражданский оборот была введена процедура медиации. Минфин России в первую очередь отметил, что Налоговым кодексом РФ для тех, кто занимается медиативной деятельностью (как физических, так и юридических лиц) не предусмотрены какие-либо особенности налогообложения в части осуществления медиативных услуг.

Относительно исчисления НДС и налога на прибыль организациями, осуществляющими медиативную деятельность, Минфин России указал, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом обложения НДС признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Следовательно, реализация услуг организацией, осуществляющей медиативную деятельность, облагается данным налогом в общем порядке. Никаких особенностей не предусмотрено и для налога на прибыль: доходы подобной компании уменьшаются на расходы и облагаются данным налогом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Следующий рассмотренный вопрос касается организации, приобретающей услуги медиатора: в каком порядке учитываются расходы, связанные с проведением процедуры медиации? Ведомство отметило, что в силу ст. 252 НК РФ расходами признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01.03.2012 N 384-О-О, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться исходя из обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности. Следовательно, для того чтобы расходы налогоплательщика на оплату услуг медиатора были учтены в целях налогообложения, приобретение таких услуг должно быть обусловлено получением какой-либо экономической выгоды, например возможностью избежать судебных расходов в случае разрешения спора с участием медиатора.

Однако следует иметь в виду, что наличие соглашения о проведении процедуры медиации и само ее проведение не являются препятствием для обращения в суд, в том числе без учета положений медиативного соглашения (ч. 3 ст. 7 Закона N 193-ФЗ). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 12 этого закона медиативное соглашение исполняется на принципах добровольности и добросовестности сторон.

Ведомство ограничилось нейтральной формулировкой, указав, что на основании изложенного учесть расходы на медиацию можно будет только в случае их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ, то есть как и любые другие расходы по налогу на прибыль. Однако из приведенных ссылок на Закон N 193-ФЗ можно сделать вывод, что фактически признать такие расходы смогут только те организации, у которых процедура медиации прошла успешно и позволила обойтись без судебного разбирательства. В остальных случаях возможность учесть данные расходы остается под большим вопросом. Для того чтобы обезопасить себя от конфликтов с налоговыми органами и избежать судебных разбирательств, налогоплательщикам, приобретающим такие услуги, стоит заранее подготовить детальное обоснование этих расходов: аналитические документы, свидетельствующие о выгоде медиации, расчет потенциальных судебных расходов и т.п.

Минфин России также ответил на ряд вопросов, связанных с медиативным соглашением. Указанное соглашение, достигнутое в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения (ч. 3 ст. 12 Закона N 193-ФЗ). В связи с этим расходы, понесенные сторонами на проведение медиации, могут быть отнесены к судебным расходам, а расходы стороны, которая имеет обязательство по мировому соглашению, - к расходам в виде задолженностей, признанных должником, или задолженностей, подлежащих уплате на основании решения суда, а также к расходам на возмещение причиненного ущерба. Если же медиативное соглашение было достигнуто без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, оно представляет собой гражданско-правовую сделку. В таком случае нормы об учете расходов на мировое соглашение не могут быть автоматически применены.

Ведомство рассмотрело вариант отношений, касающихся проведения медиации, в которых медиатор является физлицом, а его услуги приобретает организация, и отметило следующее. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, признаются плательщиками страховых взносов. При этом каких-либо особенностей для организаций, производящих выплаты медиаторам за оказанные услуги, данным Федеральным законом не предусмотрено. Также в силу п. 1 ст. 226 НК РФ указанные юрлица являются налоговыми агентами по НДФЛ.

Соответственно, приобретая медиаторские услуги у физлица, организация обязана уплачивать за него страховые взносы, а также удерживать с суммы его вознаграждения НДФЛ и перечислять налог в бюджет.

Письмо Минфина РФ от 11 мая 2012 г. N 03-03-06/4/31.

http://www.mediacia.com/news/146.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments