Как платить налоги при медиативных сделках?

Процедура медиации приобретает в России все большую популярность. Разрешение споров с помощью процедуры медиации применяется во всех сферах жизни общества. Минфин России дал свои разъяснения по вопросам, связанным с исчислением налогов сторонами, задействованными в медиативных сделках.

Минфин России дал разъяснения по ряду вопросов, связанных с налогообложением при осуществлении процедуры медиации
С 1 января 2011 г. действует Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (далее - Закон N 193-ФЗ), которым в России в гражданский оборот была введена процедура медиации. Минфин России в первую очередь отметил, что Налоговым кодексом РФ для тех, кто занимается медиативной деятельностью (как физических, так и юридических лиц) не предусмотрены какие-либо особенности налогообложения в части осуществления медиативных услуг.

Относительно исчисления НДС и налога на прибыль организациями, осуществляющими медиативную деятельность, Минфин России указал, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом обложения НДС признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Следовательно, реализация услуг организацией, осуществляющей медиативную деятельность, облагается данным налогом в общем порядке. Никаких особенностей не предусмотрено и для налога на прибыль: доходы подобной компании уменьшаются на расходы и облагаются данным налогом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Следующий рассмотренный вопрос касается организации, приобретающей услуги медиатора: в каком порядке учитываются расходы, связанные с проведением процедуры медиации? Ведомство отметило, что в силу ст. 252 НК РФ расходами признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01.03.2012 N 384-О-О, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться исходя из обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности. Следовательно, для того чтобы расходы налогоплательщика на оплату услуг медиатора были учтены в целях налогообложения, приобретение таких услуг должно быть обусловлено получением какой-либо экономической выгоды, например возможностью избежать судебных расходов в случае разрешения спора с участием медиатора.

Однако следует иметь в виду, что наличие соглашения о проведении процедуры медиации и само ее проведение не являются препятствием для обращения в суд, в том числе без учета положений медиативного соглашения (ч. 3 ст. 7 Закона N 193-ФЗ). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 12 этого закона медиативное соглашение исполняется на принципах добровольности и добросовестности сторон.

Ведомство ограничилось нейтральной формулировкой, указав, что на основании изложенного учесть расходы на медиацию можно будет только в случае их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ, то есть как и любые другие расходы по налогу на прибыль. Однако из приведенных ссылок на Закон N 193-ФЗ можно сделать вывод, что фактически признать такие расходы смогут только те организации, у которых процедура медиации прошла успешно и позволила обойтись без судебного разбирательства. В остальных случаях возможность учесть данные расходы остается под большим вопросом. Для того чтобы обезопасить себя от конфликтов с налоговыми органами и избежать судебных разбирательств, налогоплательщикам, приобретающим такие услуги, стоит заранее подготовить детальное обоснование этих расходов: аналитические документы, свидетельствующие о выгоде медиации, расчет потенциальных судебных расходов и т.п.

Минфин России также ответил на ряд вопросов, связанных с медиативным соглашением. Указанное соглашение, достигнутое в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения (ч. 3 ст. 12 Закона N 193-ФЗ). В связи с этим расходы, понесенные сторонами на проведение медиации, могут быть отнесены к судебным расходам, а расходы стороны, которая имеет обязательство по мировому соглашению, - к расходам в виде задолженностей, признанных должником, или задолженностей, подлежащих уплате на основании решения суда, а также к расходам на возмещение причиненного ущерба. Если же медиативное соглашение было достигнуто без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, оно представляет собой гражданско-правовую сделку. В таком случае нормы об учете расходов на мировое соглашение не могут быть автоматически применены.

Ведомство рассмотрело вариант отношений, касающихся проведения медиации, в которых медиатор является физлицом, а его услуги приобретает организация, и отметило следующее. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, признаются плательщиками страховых взносов. При этом каких-либо особенностей для организаций, производящих выплаты медиаторам за оказанные услуги, данным Федеральным законом не предусмотрено. Также в силу п. 1 ст. 226 НК РФ указанные юрлица являются налоговыми агентами по НДФЛ.

Соответственно, приобретая медиаторские услуги у физлица, организация обязана уплачивать за него страховые взносы, а также удерживать с суммы его вознаграждения НДФЛ и перечислять налог в бюджет.

Письмо Минфина РФ от 11 мая 2012 г. N 03-03-06/4/31.

http://www.mediacia.com/news/146.html

Выходит в свет журнал «Медиация и право»№2 (24) 2012 г.

Представляем вашему вниманию 2 (24) номер журнала «Медиация и право» за 2012 год.

Как обычно, вы ознакомитесь с новостями медиации в России и за рубежом, главная из которых - репортаж со второго Международного Петербургского юридического форума, ставшего для его участников «вторым Давосом».

О необходимости обрести культуру диалога в обществе, о роли государства и юридического сообщества во внедрении примирительных процедур, рассказал в развернутом интервью главному редактору журнала советник Президента РФ Вениамин Федорович Яковлев.

Представленный номер отличается «созвездием» медиаторов, среди которых: выдающийся Кеннет Файнберг (США), поделившийся своим бесценным опытом разрешения серьезных политических и международных конфликтов. Читателям будут интересны его размышления о социальной роли и будущем медиации, равно как и примеры эффективности медиации в семейных финансовых спорах, рассказанные американским медиатором - практиком, руководителем института JAMS Джей Фолбергом.

Конкретные практические советы адвокатам, желающим заняться медиативной практикой, предлагает в своем тесте Джефф Кичавен (США), а Майя Геллин на примере восстановительной практики в школах Финляндии расскажет о разрешении конфликтов в подростковой среде.

Интересен и материал Андрея Полонского - экскурс в историю философской и социологической школы и ее наследия - рассказ о Франкфуртском институте социологических исследований, объединившем крупнейших мыслителей столетия. Автор рассуждает о взаимоотношениях человека и власти, индивидуальной свободе в жизни и обществе.

Алексей Яковлев в статье «Мир и война on-line» убеждает нас в том, что информация является основной валютой современности, а события последних месяцев заставляют задуматься о том, что в Интернете стремительно концентрируется сила, способная реально повлиять на человека и события в обществе.

Однако, возможно именно медиация поможет осознать реальность, которую мы порой не замечаем и услышать друг друга?
http://www.mediacia.com/news/145.html

Мои твиты

  • Чт, 12:20: Выходит в свет журнал «Медиация и право»№2 (24) 2012 г.Представляем вашему вниманию 2 (24) номер журнала «Медиация и... http://t.co/58in4xhs
  • Чт, 12:23: Выходит в свет журнал «Медиация и право»№2 (24) 2012 г. http://t.co/1zje8ofS
  • Чт, 12:24: Представляем вашему вниманию 2 (24) номер журнала «Медиация и право» за 2012 год. http://t.co/cbJ8eXzH
  • Чт, 12:25: Как платить налоги при медиативных сделках?Процедура медиации приобретает в России все большую популярность. Разреше... http://t.co/LpmHXDFx

Человек имеет право

Что такое семейная медиация и может ли она минимизировать последствия развода? Когда медиатор становится реальной альтернативой суду в бракоразводном процессе? В студии РС Президент Центра Медиации и права Цисана Шамликашвили и адвокат, специалист в области семейного законодательства Анна Лукирская.

http://www.svobodanews.ru/audio/broadcastprogram/581711.html
http://www.mediacia.com

Эксперты - о защите детей и недетских конфликтах

Международный день защиты детей - повод вспомнить о том, что детские проблемы - не только обязательное среднее образование и послушание до шестнадцати лет, но право на свободу мнения и религии, а также на защиту от физического и психологического насилия.

Как отстоять собственные права, не ущемив интересы учителя или одноклассника, рассказывают эксперты: уполномоченный по правам ребенка Москвы Евгений Бунимович, президент Национальной организации медиаторов, автор курса школьной медиации Цисана Шамликашвили и заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ Олег Хухлаев.

Евгений Бунимович:
- Я убежден, что главная проблема сегодняшней школы, сегодняшнего образования – это проблема "я и другой". И речь идет не только о тех, кто иной по языку, по религии, но иной, потому что у него какая-то болезнь или потому что он шибко умный. Однако наши исследования показывают, что главная проблема даже не эта, а базовая, из которой растут все остальные: "иной" – потому что у его родителей иные финансовые возможности. И эти экономические "ножницы", которые сегодня присутствуют в доходах московских семей, показывают, по собственным высказываниям детей, по нашим социологическим исследованиям, что это самая больная тема, на основе которой развиваются какие угодно другие, в том числе и национальные.

Каждый раз, когда я смотрю глубокие, серьезные исследования по этому поводу, я нахожу для себя какой-то новый аспект. Например, для меня было открытием, что дети-мигранты в наших школах часто бывают не худшими, а лучшими учениками. Потому что живут они, как вы понимаете, не в самых благополучных районах, и местное население там тоже не самое благополучное. И часто бывает так, что для семьи, приехавшей, скажем, откуда-нибудь из Вьетнама, образование ребенка становится ключевым моментом их общей социализации. И ребенок, и семья относятся к школе чуть ли не религиозно.

Далеко не все наши методики, далеко не все наши действия дают эффективный результат. Я хорошо помню, как мы открывали в 80-е годы национальные школы, однако сегодня ситуация кажется более сложной и требующей отдельного исследования. Идея была правильная - когда все землячества объединялись и демонстрировали, что все разные. Но сегодня, мне кажется, для наших детей гораздо важнее, что мы все вместе, в одном городе. Поэтому ограничиваться демонстрацией узбекских блюд или армянского танца, мне кажется, совсем неправильно. Самое главное в этой ситуации, когда что-то делают вместе, играют в одной спортивной команде, например.

Цисана Шамликашвили:
- Школа является срезом, и очень, надо заметить, показательным срезом общества вообще. В соответствии с законом об образовании, участниками образовательного процесса являются все: и родители, и учителя, и администрация, и дети, и социальные работники, и психологи. Поэтому программа по школьной медиации, которую мы разработали, рассчитана на всех, потому что это - прежде всего общение, основанное на уважении.

Ведь 80 процентов конфликтов происходят от того, что в какой-то момент нарушается способность к коммуникации. Поэтому речь, в первую очередь, идет о том, чтобы в достаточно открытой, доверительной обстановке получить возможность рассказать, с чего все началось. Мы в медиации очень не любим слово "толерантность", для нас "принятие" – самое главное. "Принятие" вовсе не означает, что мы соглашаемся с этим человеком. Но мы позволяем ему быть тем, кто он есть, и высказывать свое видение ситуации. Когда это происходит, когда человек получает возможность быть услышанным, тогда возникает основа для того, чтобы посмотреть в будущее и найти выход из сложившейся ситуации.
Наше общество сегодня, к сожалению, становится все более циничным. Здоровый прагматизм нужен, но он не должен ущемлять права людей, которые тебя окружают. Вы скажете: это бесконфликтное взаимодействие. Ни в коем случае! Бесконфликтного взаимодействия не может быть. Если даже оно существует, это мертвое, ничего не рождающее взаимодействие. Потому что противоречия, разногласия – они как раз и ведут нас к тому, чтобы мы развивались, эволюционировали. Другое дело – как жить с этими разногласиями, как общаться со своим оппонентом.

Сейчас, к сожалению, часто звучит тема суицидов среди подростков, но, опять-таки, это происходит из-за отсутствия коммуникации, из-за неуслышанности. А с другой стороны, такие поступки бывают спровоцированы желанием кого-то наказать. Дети просто не понимают ценность и конечность человеческой жизни. Родители не всегда видят, что происходит с ребенком, школьные педагоги все больше утрачивают традиционный авторитет, и у детей в качестве ориентира остается только внешний мир. Заметьте, для ребенка внешний мир – это фактически система координат, на основе которой он формируют свой будущий образ.

Школьная медиация – это метод, который ориентирован не только на интересы ребенка. Да, мы ставим ребенка в центр всего этого, но мы говорим о правах всех участников, чтобы все в равной степени чувствовали себя комфортно. Если учитель сегодня находится в прямой зависимости от прилежания своих учеников, от родителей, которые скоро будут подавать на него в суд за некачественное обучение, как он сможет, чувствуя себя ущемленным, оставаться яркой, свободной личностью? И чему сможет человек, который недоволен самим собой, который противен, может быть, самому себе, научить детей?

Олег Хухлаев
- Конечно, если бы сегодня не было известно о самых разнообразных насильственных действиях, то проблема ксенофобии не стояла бы так остро. Но эти явные проявления являются только внешней частью, следствием, а не причиной. Вопрос в том, как и почему они возникают. И здесь краеугольный камень - отношение к другим. Следующим этапом уже идет отношение к мигрантам, и понятно почему - как к наиболее очевидным другим. Кроме того, введение и позиционирование мигранта как другого сейчас очень ярко демонстрируется средствами массовой информации. А следующий выход уже непосредственно завязан на насилие.

Но если мы посмотрим с психологической точки зрения на то, откуда же берется отношение к иным, оно, по сути дела, является другой стороной медали: отношение к своим. Не существует своих без чужих, нас без них.
Если мы посмотрим, как это отражается в сознании реальных московских школьников, то мы с вами увидим три традиционных типажа. Первый: это ребята, у которых есть баланс - и патриотических установок много, но одновременно достаточно много и националистических установок. Этот баланс время от времени смещается то в одну, то в другую сторону. Чуть больше в сторону патриотизма, но не сильно. Вторая группа, условно названная "патриоты", - те ребята, у которых преобладает позитивное отношение к своим, а негативное отношение к чужим существенно ниже. И, наконец, третья группа, условно названная "националисты" - у них неприязнь к другим выше, чем позитивное отношение к своему народу.
А теперь посмотрим, как это располагается в количественном плане. По нашим данным, 60-70 процентов современных московских школьников, это так называемые неопределившиеся. Патриотов достаточно много, националистов, слава богу, не так много в сравнении с остальными. Но самый главный, самый важный объект - вот эти неопределившиеся. Потому что именно их точка зрения дает основания националистам переходить к каким-либо действия или все-таки, убоявшись мнения большинства, остаться где-то в стороне, а не действовать активно.

Да, хорошо и правильно - праздники, фестивали, национальная кухня, обычаи и традиции. Но снимут ли эти мероприятия проблему? Помогут существенно снизить националистские установки и повысить патриотические? Большой вопрос. А активное лобовое противодействие национализму? Очевидный ответ, что нет, борьба не может быть основой повседневной жизни.

http://www.svobodanews.ru/content/article/24600322.html?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter&utm_campaign=svobodanewstwitter